Всего на пробе участвовали 17 детей из Академического лицея города Томска и 13 детей из разных школ города с 6 по 10 класс. Разница в возрасте на этой пробе была совершенно не заметна, так как дети были включены в занятие и пришли на эту пробу совершенно осознанно, чтобы узнать про профессию психолога. Педагог центра Кузина Наталья Сергеевна помогла детям на практике, через понимание себя, понять работу психолога.
В начале занятия дети знакомились с педагогом и друг другом с помощью арт-терапевтического упражнения. Нужно было нарисовать свое имя и написать свое качество характера на первую букву имени. Все дети справились с заданием, но как же по- разному оно было выполнено. Первая группа использовала краски, много писала про себя хороших качеств и их имена получились яркие и красивые, как в общем и дети в группе. Вторая группа, состоящая только из девушек использовала для упражнения карандаши и от этого имена на листках получились не такими яркими и почти не заметными. Эта особенность была сразу же пояснена детям. Ведь имя –это способ предъявления себя миру и от этого зависит, как человек себя в нем чувствует — уверенно или нет, занимает много места в пространстве или предпочитает оставаться незаметным.
Далее детям было предложено написать мифы, которые они знают о психологах и эта была, с одной стороны кропотливая работа, а с другой стороны очень интересная, так как многие мифы были прямо противоположны друг другу. Например, психолог-это тот человек, который много зарабатывает и психолог-тот человек, который мало зарабатывает и не очень успешен в жизни. Многие мифы были развенчаны и объяснено, почему именно это правда или нет. Например, психологу самому нужен психолог, психолог способен узнать все о человеке с помощью одного теста или по одной позе, психологи не плачут и т.д. В ходе выполнения этого упражнения была разъяснена детям разница между психологом, психотерапевтом и психиатром, так как в голове у детей была небольшая путаница по поводу этих понятий, кто выписывает таблетки, а кто нет; кто лечит здоровых людей, а кто с нарушениями психики и какие существуют психотерапевтические направления в мире.
Далее работа была больше практическая, в которой дети узнавали что-то про себя новое через проективные методики. Одна из них -это методика «Несуществующее животное», с помощью карточек из игры «Ксенобиология или жизнь фантастических существ» нужно было описать фантастического зверя, который достался детям: выбрать ему имя, описать где он живет и чем питается, дружит он с другими или нет и т.д. Потом, когда дети делились сочинением про животного один вопрос «А как это про тебя? На что это похоже в твоей жизни?» заставлял участников пробы прикоснуться к себе и к своим переживаниям, и у многих детей случались потрясающие открытия. Кроме этого была проведена работа с открытками и упражнение «С чем поздравляет тебя эта открытка?» помогло выявить актуальное состояние детей и их переживания, тк многие говорили о семье и ценностях, о друзьях и учебе. Еще это упражнение помогло увидеть как развита фантазия и воображение у детей.
Кроме этого на занятии поговорили про такое чувство, как гнев и составили шкалу проявления этого чувства у людей. Удивительным было открытие, что дети предпочитают не злиться и выяснять отношения при защите своих границ, а просто не замечать других людей и свои переживания. Это конечно же говорит о стереотипах поведения в обществе ( Хорошие девочки не злятся…Они просто обижаются) и о неумении детей справляться с различными чувствами.
В конце занятия было проведено волшебное упражнение на развитие фантазии и воображения у детей, а так же на умение соблюдать баланс: «Если бы у меня была волшебная палочка, то я…»…Многие дети желали друг другу отличных оценок в учебе, не ссориться с родителями, квартир и машин, путешествий и поступления туда, куда хотят. После упражнения было заметно, что дети повеселились и стали воодушевленными.
После проведения профпробы «Психолог» дети делились отзывами и многие высказывались о том, что думали о том, что будет скучно и не интересно, а оказалось очень весело и даже практично-познавательно для себя. Много детей укрепились в своем желании быть психологами и помогать людям.