Главная » Образовательные услуги » Школа "РОСТа" » Уроки развития речи у РОСТочков.

Уроки развития речи у РОСТочков.

Каждую неделю по средам в Школе РОСТа проводятся занятия по развитию речи с логопедом. Первоклассники всегда им рады, ведь за четко и быстросказанную скороговорку можно получить приз. А еще узнать много нового и интересного. На прошлой неделе, например, ребята слушали голоса зимующих птиц, узнали, что синицы любят сало, и из чего можно построить кормушку. Кроме этого, познакомились с согласным звуком «Й» и обнаружили, что на букву «Й» начинается всего пять слов: йод, йога, йогурт, йети и Йошкар-Ола.

Интегрированный подход.

Секрет успеха кроется в комплексном интегрированном подходе к обучению. Учитывая тот факт, что у семилетнего ребенка абстрактное мышление еще не сформировалось, а ведущим видом деятельности остается игра, занятия ориентированы на сенсорное и моторное восприятие информации. То есть ребенок должен слышать, видеть, чувствовать, двигаться и в движении осознавать ритм, темп, интонацию, рифму, модуляцию голоса (тише, громче).

Нельзя забывать и о главной цели занятия – развитии речи, то есть расширение активного словарного запаса и формирование грамматически верных конструкций. В рамках лексической темы «Зимующие птицы» ребята осваивают не только название птиц и их частей тела, но и глагольную лексику: что делает ворона, если известно, что она кричит «кар-кар»? — Каркает! Как по аналогии сформировать другие глаголы по звукоподражаниям птицам? Конечно, надо послушать их голоса. Включаем телевизор и играем в игру «Угадай, чей голосок»:

— Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей. Что делает воробей? – Чирикает.

— Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Синица. Она звенит.

— Кто так кричит? (У-у-у) сова? Сова – ухает.

— А кто это кричит? (Клё! Клё! Клё!) Клест – клёкает.

— Кто так воркует? (Ур-ур). Так воркует голубь.

— А сорока что делает? – стрекочет.

— Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)

И затем плавно переходим к артикуляционной гимнастике, где много упражнений, совпадающих по названию с именами птиц и животных: «Дятел», «Индюк», «Лошадка», «Лягушка», «Слоненок».

Развитию образного мышления способствует отгадывание загадок. После прослушивания птичьих трелей начинаем новую игру «Узнай по описанию и нарисуй птицу»: красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья? (Снегирь). Закрепляя названия частей тела птицы, РОСТочки с удовольствие рисуют снегиря, заодно осваивая систему словообразования: у снегиря красная грудь, значит он – красногрудый, а у сороки — белые бока. Какая сорока? Тут к месту можно и скороговорку про сороку выучить с целью развития памяти, ритма, выразительности и четкости речи:

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок —
Сразу поссорились сорок сорок.

А заучили мы эту скороговорку не просто так: кто в конце занятия произнесет ее быстро и без запинок – получит приз. Так и над мотивацией поработаем. Приз ожидает ребенка также и за лучший рисунок снегиря. Так открывается новый момент занятия – соревновательный. Старания детей приобретают цель: меня похвалят, поэтому все усердно рисуют.

Пока в классе стоит тишина, поговорим о том, как надо заботиться о птицах зимой. На экране телевизора мелькают кормушки, сделанные руками детей из дерева, из пластиковых бутылок, из картонных коробок. Решая не только учебные, воспитательные, но и нравственные задачи развития ребенка, логопед читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Равнодушных не оказалось, ребята вместе с родителями будут строить кормушки для птиц около своего дома, а кто-то организует «птичье гнездышко» на своем балконе.

Переключиться с одного вида деятельности на другой помогает разминка. Ученики Школы РОСТа очень любят танцевать под известную логоритмическую песенку: «Мы танцуем буги-вуги», где можно пошевелить не только ногами, руками и ушами, но и закрепить ориентировку в пространстве: право-лево, вперед-назад.

От игры – к обучению.

Поскольку основная задача в 1 классе – формирование учебной деятельности, после небольшой встряски, девчонки и мальчишки переходят к вдумчивому освоению букв и звуков. В школе они уже прошли все буквы и научились их писать прописью. Пора закрепить некоторые буквы и разграничить гласные и согласные звуки. Для этого придется произнести звук, чтобы через кинестетические ощущения понять, а где находится язык, губы, зубы. Например, звук «Й», это согласный звук, что нам мешает во рту, когда мы его произносим? Каждый на личном опыте пытается определить «преграду» во рту. Оказывается, нам мешает язык, а точнее спинка языка поднимается к нёбу. Этот опыт очень важен для первоклассника, через ощущения органов артикуляции в памяти остается кинестетический образ звука, что способствует профилактике дисграфии (нарушение письма). Затем «пропускаем» букву «Й» через зрительные анализаторы, подключая моторные функции – пишем и разукрашиваем «Й».

Для развития фонематического восприятия важно уметь определять местоположение звука в слове, это очень пригодится при письме во втором классе. Ребята придумывают слова на букву «Й» и переводят акустический образ букв в символы, записывают в тетрадях. Здесь очень важно не спутать буквы и звуки и не написать «яма», ведь это слово тоже начинается на звук «Й». По окончании занятия мы возвращаемся к нашим сорокам, которые мирно строчат сорок сорочек. Желающих отличиться и рассказать скороговорку – как всегда много, но приз получают самые проворные и старательные! Главное – в копилке РОСТочков появилась еще одна скороговорка, а речь стала еще чище, чётче и понятнее.

Поделись записью


Комментарии закрыты.

.
Изображение
Изображение
Изображение