Как понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, связанное с недостаточной сформированностью психических процессов.
По некоторым данным количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет до 50%.
Причин возникновения дисграфии несколько: биологическая, социально-психологическая, педагогическая. Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические расстройства, нарушения или несформированность слухового, двигательного, речевого, зрительного анализаторов.
Как понять есть ли у ребёнка дисграфия?
При дисграфии ребёнок, зная правило, не применяет его на письме.
О наличии проблемы говорят типичные, навязчиво повторяющиеся ошибки письма. Они могут сочетаться с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо ошибок, у детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация внимания. В письменной работе нужно обратить внимание на:
- Не замечает начала и конца предложения: если первое предложение выделяется заглавной буквой, то следующее может быть написано с маленькой, строчной буквы, в конце предложения точку не ставит.
- Часто не делает пробелы между слов.
- Ребёнок «не замечаем» поля, продолжает писать до края строки; трудности переноса слов.
- Пропуски букв, перестановка, вставка букв, слогов (кичат – кРичат, чуНАл – чуЛАн, бАРт – брат).
- Ошибки в написании гласных в ударной позиции (рОдость – рАдость)
- Не дописывают последний слог, букву (стака… — стакаН).
- Ошибки, в основе которых лежит трудность фонематического различия звуков: звонкие и глухие согласные в сильной позиции (коСлик –коЗлик, снеШок – снеЖок), свистящие, шипящие.
- Ошибки, в написании букв, которые имеют сходство в графическом написании: п-т, б-д, л-м, и-у, З-Е.
- Ошибки, связанные с согласованием слов (в тёплЫЙ погоду), словообразованием – трудности в подборе однокоренных слов.
Ошибки, связанные с нарушением письма носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, это результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, лучше обратиться на консультацию к специалистам: психолог, логопед, невролог, офтальмолог, ЛОР.
Главное – помнить, что эффективность занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.