Как помочь ребенку с дисграфией?
Небольшой перечень упражнений, которые помогут ребенку.
- Упражнения для коррекции звукослоговой структуры слова.
- «Шифровальщик»: записаны только гласные (согласные) буквы, остальные указаны прочерком. Подбери слова к этой схеме:
-а- (мак, сад, рад), — — о – а (школа, гроза, тропа),
прочти словосочетание, предложение, вставляя гласные буквы:
в — с – л – й кл – — н – весёлый клоун.
- Придумай слова из гласных (согласных) данного слова:
Машина – астра, ирис, акация.
- Какие слова рассыпались? Назови обобщающим словом.
П,а,т,к,и т,ф,л,у,и с,п,г,а,о,и о,и,и,б,т,н,к –тапки, туфли, сапоги, ботинки – обувь.
Че-па-ре-ха, ли-ца-си, гу-я-ар –черепаха, лисица, ягуар.
- «Поговорим на арабском» – слово произносим (записываем) с правой стороны, т.е. задом наперёд. Начинать с коротких слов, можно использовать пальцы, «давая» каждому пальцу звук.
Амиз, ансев, отел – зима, весна, лето.
- Для коррекции фонематического восприятия:
«Сколько звуков – столько пальчиков»; «Где моё место?» — на каком
месте звук в слове; «Цепочка» — называй слова, которые начинаются на последний звук слова: мама, астра, арбуз, заяц…;
чистоговорки – ла-ла-ла-, вот иг-ЛА, ло-ло-ло всем свет-ЛО; скороговорки.
- Если ребенок путает схожие по написанию букв, сначала уточните
пространственную ориентировку: понятие левой и правой сторон, близко-далеко, верх-низ, вчера, сегодня, завтра, раньше-позже, последовательность: понедельник, вторник, среда, название месяцев по порядку, порядковый счет.
- Упражнения в конструировании как фигур, так и букв, добавляя и убирая элементы.
- Закрепление образа буква и его звука, соотнося с предметом:
П –Т- «букву П в спортивном зале перекладиной назвали, у этой буквы пара ног, а т – трезубец и имеет 3 зуба». Пара ног и три зубца помогают ребенку запомнить различия строчных букв п – т.
- Графические диктанты: когда, делая заданные ходы по сторонам клетки, ребенок выполняет рисунок.
- «Корректурная правка» — зачеркнуть в любом ненужном печатном тексте заданную букву или слог.
- При выполнении письменной работы, проговаривайте вслух по слогам каждое слово, указывая «слабую» позицию.
- Чтение хорошо развивает орфографическую зоркость, подбирая текст ориентируйтесь на возраст и интересы ребенка.
Коррекционная работа не должна занимать много времени. Лучше если время будет постоянным. Упражнения желательно проводить в игровой форме. Тексты для письма выбирать с небольшим количеством орфограмм.