За прошедшие полгода Наши Росточки уже успели познакомиться с несколькими разными жанрами нашего фольклора.
Они узнали о скороговорках, считалках, загадках, пословицах и поговорках.
Скороговорка – это жанр фольклора, набор слов, используемый для быстрого и четкого прочтения, чтобы развить речевой аппарат.
На занятиях по скороговоркам мы устраивали соревнования «Кто быстрее?». Каждый из ребят старался произносить скороговорки как можно быстрее и как можно четче. Закончилось занятие небольшим соревнованием по подсчету Егорок:
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки (в этом месте нужно сделать глубокий вдох и продолжить):
Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д. (нужно считать, пока в легких не кончится воздух).
Максимально у детей получилось одиннадцать Егорок. А сколько Егорок сможете насчитать Вы?
Но на этом со скороговорками мы не простились: они стали неотъемлемой частью каждого нашего занятия и каждый раз ребята рассказывают новые скороговорки, которые узнают в школе или учат дома с родителями.
Далее «Школа Роста» познакомилась со считалкой – маленьким стишком, который произносят перед игрой, чтобы определить голящего в игре. С этим жанром мы также знакомились играя.
На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных людей!
Это тренировка внимания для детей: педагог пересчитывает ребят, тот ученик, на ком закончился счет, должен вспомнить, кем назвал его педагог и откликнуться: “Король!” или “Сапожник!”.
Детям настолько понравилась игра, что нам пришлось сыграть в нее не один раз!
Последнее занятие было посвящено жанру загадки. Здесь ребята смогли рассказать, что это за жанр и для чего он нужен уже без помощи педагога: загадки – «это то, что один загадывает, а другому это надо отгадать».
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов «тайного» языка. Чтобы уберечь свое жилище, семью, свой скот от «нечистой силы». С помощью загадок испытывали мудрость, находчивость человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, в свадебный обряд.
На занятии дети с легкостью справились с большим количеством различных загадок. И даже сочиняли свои, например: «Мы идем, а он падает» (Хугаева Дарина).
На следующем занятии у нас запланировано знакомство с еще одним, самым загадочным жанром русского фольклора, — пословицей. Этот жанр трудней всего усваивается ребятишками первого класса, так как смысл здесь нельзя понимать буквально. Надеюсь, что мы научимся разгадывать «загадки» этих выражений!