Главная » Новости » Роль логопедического массажа в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Роль логопедического массажа в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

img010Логопедический массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки мышц артикуляционного аппарата. Массаж оказывает влияние на нормализацию мышечного тонуса, устранение патологической симптоматики (девиации, гиперкинезы, синкинизии). А также стимулирует положительные кинестезии артикуляционного аппарата (правильное положение языка); улучшает качество артикуляционных движений: точность, объем, переключаемость; активизирует тонкие дифференцированные движения органов артикуляции.

Известно, что в производстве речи участвуют определенные группы мышц, в числе которых: мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа, малая скуловая мышца, мышца, поднимающая угол рта, большая скуловая мышца, щечная мышца, круговая мышца рта, санториниева мышца смеха, мышца, опускающая нижнюю губу, мышца, опускающая угол рта, жевательная мышца. В ротовой полости при артикуляции участвуют мышцы языка: продольная мышца, подбородочно-язычная мышца, подъязычно-язычная мышца, шило-язычная мышца  и шиловидный отросток. При повреждении или нарушении иннервации одной или нескольких групп вышеперечисленных мышц производство речи затруднено.

У детей с дизартрией или нарушением опорно-двигательной системы имеет место органическое поражение зон головного мозга, что является причиной нарушения проводимости нервных сигналов к определенным органам и участкам тела. В данном случае речь идет о недостаточной иннервации мышц артикуляционного аппарата и, как следствие, задержке речевого развития ребенка. Логопедическую работу следует начинать с воздействия на физическом уровне. Логопедический массаж, как ручной, так и зондовый, – лучший способ преодоления трудностей вербальной коммуникации. Без этого этапа работы с некоторыми детьми невозможно продолжать постановку звуков и коррекцию звукопроизношения.

После прохождения курса «Современные технологии работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях новых стандартов образования. Логопедический массаж» я стала применять некоторые технологии логопедического массажа в своей работе на база Центра. В работе с детьми, в структуре дефекта которых имеется дизартрия, мною были разработаны индивидуальные комплексы логомассажа. Разработка комплекса мер логопедического воздействия посредством ручного и зондового массажа зависит от особенностей мимической мускулатуры ребенка, строения артикуляционного аппарата, наличия спастичности или паретичности мышц артикуляционного аппарата, особенностей течения болезни (у детей с ДЦП), от наличия аллергических реакций, чувствительности и особенностей личности ребенка. В случае гипертонуса мышц лица, шеи, щек, губ, языка применяется расслабляющий ручной и зондовый массаж, в случает гипотонуса вышеперечисленных мышц я использую упражнения, направленные на стягивание, сжатие мышц.

Внешний вид при гипертонусе.

Мышцы напряжены в нескольких местах, болезненны. Губы сжаты, иногда даже замечаются складки, как правило, губы сухие. Язык напряжен и оттянут кзади. Спинка языка обычно изогнута, кончик языка не выражен (не можем определить, где кончик). Напряженная спинка плотно прижимается к твердому небу, поэтому многие звуки имеют назальный оттенок. Напряжение мышц лица и шеи приводит к тому, что ребенок ограниченно выполняет повороты головы, простые артикуляционные упражнения, например, не может широко открыть рот и долго удерживать. Верхняя губа либо растянута и прижата к деснам, либо сжата в трубочку и тоже приподнята – эффект «смеющегося мальчика». Ребенок не может произнести звуки «А» и «О» при сохранных фонетико-фонематических процессах.

Внешний вид при гипотонусе.

Вялость мышц лица, обвислость щек, мышц контура лица, а также провисшие мышцы век. Губы блестящие, влажные. Нижняя губа вывернута и лежит на подбородке, рот приоткрыт, язык высунут наружу и напоминает тряпочку. Может быть выражен кончик или середина языка. Из-за низкого тонуса в мышцах ребенок не может удерживать позу закрытого рта. Часто встречаются случаи, когда у ребенка комбинированный тонус, щеки могут быть вялыми, а язык напряжен и оттянут кзади, и, наоборот, при хорошем мышечном тонусе щек и губ, язык слабый, вялый, распластанный, кончик языка не выражен.

 

Противопоказания для проведения массажа.

  1. Наличие гнойничково-грибковых заболеваний на коже, как у логопеда, так и у ребенка.
  2. Гематомы на массируемом участке.
  3. Тяжелые аллергические реакции (отек Квинке, крапивница, герпес на губе).
  4. Заболевания крови.
  5. Период острых распираторных заболеваний (при температуре).
  6. Повышенная чувствительность ребенка.

 

В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении. Кроме того, детям нравится массаж, особенно игольчатый, он приятно щекочет, расслабляет мускулатуру и приносит положительные эмоции.

 

 

 

Поделись записью


Комментарии закрыты.

.
Изображение
Изображение
Изображение