Дизартрия – одно из самых распространенных тяжелых расстройств речи. Иначе ее еще называют «косноязычие» или «каша во рту». Речь нечленораздельна, часто «хлюпающая», произношение звуков мезжубное, отсутствуют шипящие, вибранты и аффрикаты. Искажено произношение звуков раннего онтогенеза: М, П, Б, Д, Т, К, Г, Х. Нарушение произносительной стороны речи у детей обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.
Этиология дизартрии.
Отличительная особенность дизартрии – нарушение просодической и произносительной стороны речи. Страдает артикуляция, интонация, ритм, голосообразование, темп из-за органического поражения центральной и периферической нервной системы. Причиной повреждений нервов выступают различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи. При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.
При поражении отделов центральной нервной системы недостаточно развиты подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса, порядок мышечных сокращений речевой мускулатуры и согласованность в работе артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов. Вследствие этого нарушается просодический компонент речи: громкость, плавность, темп, тембр, эмоциональная выразительность.
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией.
* Ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.
* Расстройство артикуляции (нечеткое, смазанное звукопроизношение).
* Нарушена просодика (темп, ритм, интонация).
* Нарушена память, внимание, снижена трудоспособность.
* Нарушена эмоционально – волевая сфера (беспокойство, суетливость, колебания настроения).
* Нарушена моторика (общая неловкость, недостаточная координированность движений).
Развитие ритма, темпа и интонационной выразительности речи на логопедических занятиях.
Логопедические занятия – это особый, специфический учебный процесс, требующий от ребенка усердия, старания, концентрации внимания и желания преодолеть трудности. Занятие включает в себя многократные повторения артикуляционных, грамматических и речевых упражнений, что делает их несколько монотонными. Особенности ребенка-дизартрика создают дополнительные сложности, помимо нарушения звукопроизношения у него смазанная, маловыразительная, монотонная речь. Задача логопеда состоит в том, чтобы в процессе коррекции звукопроизношения, организовать занятие таким образом, чтобы оно было не только учебным, но и интересным, эффективным и занимательным. Логоритмические упражнения как нельзя лучше подходят для достижения этой цели, кроме того, они нравятся детям и приносят хороший результат.
Систематическое выполнение логоритмических упражнений носит щадяще – оздоровительный характер, в результате чего происходит положительная перестройка эмоционально-волевой сферы ребенка, повышается познавательный интерес, активизируется речь, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и сенсорной систем организма.
Дети с дизартрией особо нуждаются в музыкальном развитии. Для развития ритма в рамках логопедического занятия лучшим приемом является разучивание стихов и потешек, направленных на согласование речи и движения. Ритм стихотворения можно отхлопывать, отстукивать, оттопывать.
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок
Сели-посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки —
Вытянули ножки.
Услыхали калачи —
Да попрыгали с печи.
Заучивание и проговаривание стихов снимает мышечное напряжения, развивает глубокое дыхание, учит передавать с помощью голоса различные эмоции.
Для развития интонационной выразительности речи подходят стихотворения с вопросительной и повествовательной интонацией, ребенок учится выделять голосом ударное слово и эмоционально «оживляет» речь.
— Обвязала голову,
Ты не больна, капУУУУУУУУста?
Тебе и летом хООООлодно?
Закуталась, капУУУУУста?
— От солнца я ношу чалму.
Жара мне вовсе ни к чему!
Очень важно также развивать темп речи и умение чувствовать, где нужно замедлить повествование, а где ускорить. Для развития темпа речи подойдут как ритмичные, живые стихотворения, так и плавные, монотонные.
В августе листья желтеть начинают,
И продолжают желтеть в сентябре,
А в октябре они все опадают,
Скучно и грустно без них в ноябре.
Интеграция коррекционных занятий проявляется в использовании речевого материала на запланированные лексические темы: «Овощи» и «Осень». Помимо формирования дикции и четкого звукопроизношения у ребенка развиваются лексический словарь, грамматические средства общения, планирующая функция речи, пространственно-временные отношения, память, внимание и мышление. Полноценной речь становится тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты.