Главная » Новости » Работа с семьями детей раннего возраста с ОВЗ по развитию мелкой моторики посредством песочных игр.

Работа с семьями детей раннего возраста с ОВЗ по развитию мелкой моторики посредством песочных игр.

Семья является главным источником развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. iУчастниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. pesokКак и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких

движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

 Но где ребенку найти, то пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? И здесь я рекомендую прибегнуть к песку. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Актуальность данной работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с семьей, посредством песочных игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием взрослого «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета. На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы: например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок.

«Песочные игры для детей раннего возраста с ОВЗ»

  • «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
  • «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
  • «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию.
  • «Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
  • «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
  • «Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
  • «Дорожка из песка». Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).
  • «Песочное рисование» • Рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы; • рисуем на мокром песке; • отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке; • рисуем пальчиком; • печатаем на песке ладошками рук ; • рисуем детскими грабельками на песке. Важно вызвать активность и желание овладеть действием. Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому варьируйте их. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте.

 Памятка для педагогов и родителей. • Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе. • Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила. • Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами. • Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами. • Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи. • Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Игры на песке – это просто, привычно, естественно и приятно!

Поделись записью


Комментарии закрыты.

.
Изображение
Изображение
Изображение