Главная » Новости » Психология инклюзивной культуры

Психология инклюзивной культуры

inclusionИнклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) термин, используемый для описания процесса взаимодействия людей с различными  видами инвалидности и людей без инвалидности. Чаще этот термин использовался применительно к системе образования, совместного взаимодействия и обучения детей с инвалидностью и их физически здоровых сверстников.                                              Культура имеет несколько значений, согласно одному из которых, культура — это высший навык развития чего-либо. Таким образом, инклюзивная культура  это высший навык развития совместного взаимодействия людей с различными  видами инвалидности и людей без инвалидности.                 Основой  инклюзивной культуры  является мышление, рассмотрим факторы способствующие развитию такого, инклюзивного мышления:

  • Семья (воспитание, окружение)
  • Личный опыт, освоение бытовых и социальных навыков.
  • Фактическое место жительства:

  1. Дом
  2. Детский дом
  • Отношение родителей к ситуации инвалидности ребёнка:
  1. Организация посильной помощи, возможность выполнения домашней работы, адаптированное развитие бытовых навыков.
  2. Гиперопека
  3. Отрицание
  • Система образования:
  1. Коррекционное (специальное) образование
  2. Индивидуальное обучение на дому
  3. Обучение в массовой школе (интеграционная система – стихия инклюзия, без создания специальных условий).
  4. Инклюзивное образование.
  • Мотивирующие внешние факторы.
  1. Для людей с инвалидностью (примеры преодоления препятствий, людьми с похожими жизненными ситуациями)
  2. Для физически здоровых людей, примеры сохранения оптимизма, развития силы духа.

Группы этих факторов  имеют разное влияние на  развитие инклюзивного мышления у людей с инвалидностью и у людей без инвалидности.                      Рассмотрим влияние факторов на человека с ограниченными возможностями здоровья, даже при одном и том же диагнозе, мышление может быть разным.

Выбор образовательной системы для ребёнка, всегда остаётся за родителем, законным представителем ребёнка, в случае, если ребёнок воспитывается в детском доме, то, как правило, он попадает в систему коррекционного образования,  он живёт и учится, что называется только среди своих ровесников с похожей  ситуацией. В дальнейшем такому ребёнку – выпускнику детского дома и коррекционной школы, достаточно непросто адаптироваться в другой  для него действительности. Там нет специальных воспитателей и педагогов, условий доступной среды и всему приходится учиться самостоятельно. И совместное инклюзивное взаимодействие становится проблемой. Бывает и так, что ребёнок с инвалидностью живёт с родителями, которые всеми силами стараются помочь ему, оберегая от любой даже минимальной нагрузки. Такие дети, чаще всего обучаются индивидуально на дому, родители ограждают их от освоения элементарных навыков бытового обслуживания, жалея своё чадо, тем самым, выполняя для него, медвежью услугу. Ведь за дверцами особого мира, который создали родители для ребёнка, он также сталкивается с отсутствием тепличных условий, к которым он привык.  Также при таком подходе  к воспитанию и образованию, ребёнок часто считает себя не мощным и несчастным, возникает стереотипное мышление, о том, что все окружающие должны и обязаны оказывать ему всестороннюю помощь и поддержку, ведь у него есть ограниченные возможности здоровья.

В основе инклюзии лежит равенство и ценность личности  ребёнка, каждый может быть полезным и стать частью целого.

 Выделяют 8 основных принципов инклюзии:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Ребенок, который учится в системе инклюзивного образования, с детства получает уникальный опыт взаимодействия со своими ровесниками,  при правильном подходе педагогов, каждый из участников процесса инклюзии дополняет друг друга, осознавая свою ценность и полезность в общем процессе, что положительно влияет на самооценку и общее психологическое состояние.   В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития  образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.

Основная цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования — придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями. В дальнейшем дети прошедшие систему инклюзивного образования,   легче взаимодействуют с окружающими.

Инклюзия это не панацея, но при правильном педагогическом подходе, для детей, которые общаются в  коллективе своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции. Они постепенно учатся чему-то новому, своим примером учат других,  инклюзия помогает постепенно заменять ситуации, при которых ребёнок думает, что он хуже других, ситуациями успеха. Когда сами дети видят вклад каждого в общую деятельность, это конечно оказывает влияние на уход от стереотипной модели беспомощности и иждивенчества, к  модели ценности и полезности каждого человека вне зависимости от наличия инвалидности.

Какую же роль играет развития инклюзивного мышления для физически здорового человека, как влияют факторы развития на его жизнь?

Исторически сложилось так, что коммунистический политический строй в нашей стране, предполагал, что Советский человек  идеален во всём,  людей с инвалидностью практически не было на улицах, как правило, они содержались в закрытых специализированных учреждениях.

Олимпиада-80, проходившая в СССР, стала единственным соревнованием в истории игр, проходившим без паралимпиады, конечно эти факторы оказали значительное влияние на мышление людей и воспитание будущих поколений.

Конечно развитие инклюзивного мышления зависит не только от воспитания, но и от опыта личного взаимодействия с людьми с инвалидностью, даже сейчас в 21 веке сохраняется подобная отрицательная тенденция, люди бояться общаться с людьми с инвалидностью, боясь навредить, часто просто не зная как общаться и взаимодействовать с ними.

Но инклюзивная практика открывает новые возможности взаимодействия, с самого раннего возраста дети понимают, что все люди разные и это нормально. Важно быть частью целого коллектива и если кто-то силён в математике, а кто-то в гуманитарных науках, то каждый может помочь другому  человеку, независимо от наличия инвалидности. Дети учатся взаимопомощи, отзывчивости, доброте, сочувствию, не жалости, а именно сочувствию, ведь если посмотреть этимологию слов, жалость однокоренное слово  к глаголу жалить, а сочувствие в буквальном значении, чувствовать вместе с кем-то.

Безусловно ключевую роль в инклюзивном образовании играет позиция педагога, от его компетентности и уровня развития инклюзивного мышления зависит психологический  климат в детском коллективе, умение работать с каждым ребёнком и правильно выстраивать отношения в команде, очень важно, если мы говорим об инклюзивном образовании, то педагог конечно должен психологически принимать и объективно оценивать потенциал развития любого учащегося.

Инклюзия оказывает влияние на каждого из участников процесса, меняя представление о роли личности в отношениях, это очень важно, ведь в конечном итоге, все мы живём в одном пространстве, которое, так или иначе, предполагает различные формы взаимодействия друг с другом.

Поделись записью


Комментарии закрыты.

.
Изображение
Изображение
Изображение