Главная » Психолого - педагогический класс » Профессиональная проба как пример педагогики пробного действия в практике профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию (из опыта работы МАОУ «Планирование карьеры» города Томска)

Профессиональная проба как пример педагогики пробного действия в практике профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию (из опыта работы МАОУ «Планирование карьеры» города Томска)

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1] определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача – формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.

Необходимость профориентации определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы [2]. Особое значение в профориентации подрастающего поколения приобретает разработка и применение социально-педагогического подхода, который позволяет интегрировать потребности субъектов образовательного процесса, интересы государства и общества.

Система дополнительного образования предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Так, например, МАОУ «Планирование карьеры» города Томска в течение 20 лет решает задачу создания эффективных организационных, психологических, педагогических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, развития их творческого потенциала и формирование качеств и навыков конкурентоспособности, а также согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (общего) образования предоставляет возможность «осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности» [2].

В процессе комплектования контингента обучающихся МАОУ «Планирование карьеры» города Томска уже несколько лет подряд четко проявляются предпочтения школьников в выборе краткосрочных образовательных программ, ориентированных на поддержку профессионального самоопределения в сфере наиболее престижных вариантов востребованных профессий, а также на выбор соответствующих конкретных профилей обучения и учреждений профессионального образования. Как правило, такие программы реализуются в формате профессиональных проб, и соответственно методические особенности программ дополнительного образования в МАОУ «Планирование карьеры» города Томска имеют:

— практико-ориентированный характер (теоретическая часть – 30%, практическая часть – 70%);

— мобильно обновляющийся перечень программ профессиональных проб по выбору обучающихся (в объеме 8-24 часа);

— включение в структуру программ инвариантных форм диагностики показателей социализации и профессионального самоопределения, обучающихся [2].

Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, осмысливания версий своего профессионального будущего, выступая своего рода индикатором правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея начальное, практическое представление о профессии, человек сможет определить, понравится ему работа или нет, и сможет ли он выполнять все ее требовании.  В процессе профессиональных проб обучающиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям.

Для школьника лучше всего пройти как можно больше видов профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности могут раскрыться максимально.

В Центре дополнительного образования детей «Планирование карьеры» города Томска реализуется 6 профессиональных проб, ориентированных на педагогические специальности: психолог, педагог дополнительного образования, логопед, сурдопедагог, вожатый, учитель (комплексная профессиональная проба) (таблица 1).

Таблица 1.

Развитие практики реализации профессиональных проб в профориентации старшеклассников на педагогическую профессию

в МАОУ «Планирование карьеры»

Наименование профессиональной пробы Количество обучающихся, прошедших профессиональную пробу
2011-2012 уч. г. 2012-2013 уч. г. 2013-2014 уч. г. 2014-2015 уч. г 2015-2016 уч. г. 2016-2017 уч. г.
Психолог 28 32 56 61 70 78
Педагог дополнительного образования 32 42 48 54
Логопед 26 35 43 57 68
Сурдопедагог 30 37
Вожатый 38 43 48 57 60 78
Учитель (комплексная проба) 35 45 48 46 42 54

 

В перспективе планируется включение в программу профессиональных проб и по таким педагогическим профессиям как «учитель начальных классов», «педагог дошкольного образования», «социальный педагог», а также проба, акцентированная на отдельное направление деятельности любого учителя в независимости от профиля – «Педагог-исследователь». В их проведении активно участвуют как педагоги МАОУ «Планирование карьеры» города Томска, так и представители ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Например, профессиональную пробу по профессии «Вожатый», которая очень популярна среди старшеклассников, организуют преподаватели и студенты факультета психолого-педагогического и специального образования (до 2016 года – педагогического факультета) ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (команда из 10 человек под руководством преподавателя Людмилы Сергеевны Деминой, кандидата педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики). В течение учебного года обучающиеся погружаются в профессию, знакомятся с теорией и практикой деятельности вожатого, разучивают игры и разрабатывают мероприятия для летнего загородного или городского детского лагеря. По результатам прохождения профессиональной пробы, обучающиеся получают не только сертификаты, подтверждающие успешное ее прохождение, но и по достижении 14 лет возможность трудоустройства в качестве помощника вожатого в лагерь дневного пребывания МАОУ «Планирование карьеры» «Я выбираю успех!», а также в Центр «Солнечный», структурное подразделение МАОУ «Планирование карьеры».

Всего за летний период 2012 -2017 гг. в Центре «Солнечный» и летнем лагере «Я выбираю успех» профессиональную пробу «Вожатый» и «Инструктор вожатского отряда» прошли 470 обучающихся.

На базе МАОУ «Планирование карьеры» профессиональную пробу «Вожатый» в летний период прошли 15 человек.

Жилина Алёна: «Лето 2017года запомнилось мне яркими моментами, у меня осталось много прекрасных воспоминаний о работе в летнем лагере ЦПК «Я выбираю успех!». Я работала вожатой в первый раз, и сначала идти было страшно, но, отработав первую смену, мне очень понравилось, и я с радостью пошла на третью. На двух сменах мне помогали замечательные воспитатели: Елена Александровна, которая была со мной на первой смене, и Оксана Анатольевна, с которой я работала на третьей смене. За эти две смены произошло много интересного: мы проводили кругосветки, ездили на экскурсии, участвовали в фестивале вожатских отрядов, придумывали разные игры и концерты. Раньше я никогда не думала, что моя жизнь будет связана с педагогикой, но сейчас, я планирую пойти в педагогический университет».

Маргарита Милюкова: «Мне очень понравилось работать с детьми. В дальнейшем я планирую стать логопедом, и профессиональная проба помогла мне окончательно определиться с направлением в жизни. Временами было трудно, но обычно все быстро разрешалось, и мы шли играть в музыкальные стулья. Я хорошо помню утро каждого дня, и как радостно дети бежали навстречу мне обниматься, как в столовой никто не мог угомониться, и мы разговаривали обо всем на свете. Для меня это бесценный опыт, и, надеюсь, в следующем году мне удастся его повторить».

  Стоит отметить, что положительные эффекты были получены всеми партнерами программы. Так, благодаря участию в организации профессиональных проб, студенты Томского государственного педагогического университета получали профессиональные навыки, развивали свои общекультурные и профессиональные компетенции; у всех студентов повысилась успеваемость по дисциплинам профессионального цикла. Организация профессиональных проб для школьников   студентами младших курсов стала для последних своего рода подготовкой к прохождению производственной практики (летней практики в качестве вожатых) в структурном подразделении МАОУ «Планирование карьеры» — Центре «Солнечный»; позволила потренироваться в умении находить подход к детям, управлять коллективом, регулировать собственное психоэмоциональное состояние и создавать благоприятный эмоциональный фон в группе детей. Для студентов старших курсов данная работа стала возможностью продемонстрировать свои методические разработки и имеющийся первичный опыт практической деятельности.

Не менее популярна и профессиональная проба «Сурдопедагог», которая была успешно проведена Гордеевой Екатериной Алексеевной, ассистентом кафедры дефектологии Томского государственного педагогического университета, практикующим учителем-логопедом в 2017 году в МАОУ «Планирование карьеры». И знания по теории, и практика молодого преподавателя легли в основу проведения профессиональной пробы, в ходе которой было выявлено, как мало, оказывается, знают дети об этой профессии, например, только то, что сурдопедагог учит глухих детей и что  существует специальный жестовый язык для глухих. Почему в мире с каждым годом увеличивается количество слабослышащих и глухих детей? Ребята даже не догадываются, что причиной глухоты является модное увлечение слушать музыку через наушники, и  в скором будущем это  может обернуться тотальной тугоухостью и глухотой, в частности, у современной молодежи – основных потребителей «вторых ушей». И в один прекрасный день в свои родные ушки придется вставить не любимые «затычки», а … слуховой аппарат. Конечно же, в ходе профессиональной пробы, обучающиеся узнали, что Сурдопедагог в своей практике занимается развитием навыков общения и речи у слабослышащих или глухих людей, а также проводит их адаптацию к слуховым аппаратам различного типа. Он помогает адаптироваться в жизни людям с ограниченными возможностями слуха и речи. Профессия сурдопедагога, по сути, является узкой специализацией дефектолога. Доброта и терпение — главные качества, без которых невозможно достичь успеха в профессии сурдопедагога. Данная профессиональная проба   стала востребованной среди старшеклассников, была проведена дважды по запросу старшеклассников, и в этом учебном году включена в план проведения «Павильона профессиональных проб» Центра. Нестандартный подход к организации пробы, проведение практических упражнений, огромный интерес самого педагога – все это залог успешного знакомства с профессией, понимание содержания труда педагога. Примером таких интересных и востребованных профессиональных проб могут служить также и проведенные пробы «Психолог» (Купершлаг Ирина Геннадиевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования Института психологии и педагогики Томского государственного педагогического университета), «Логопед» (Сергеева Анна Иосифовна, старший преподаватель кафедры дефектологии Томского государственного педагогического университета).

Профессиональные пробы помогают школьникам   сформировать такие мотивы, как стремление участвовать в профессиональном труде для собственного развития и совершенствования, определения собственной личной позиции по отношению к сверстникам, взрослым, окружающему миру для утверждения себя как личности. Пробы помогают сформировать мотив познавательного интереса при наличии желания и возможности сделать по-своему, не похоже на других.

      Профессиональные пробы способствует осознанному, обоснованному выбору профессии, актуализации познавательной деятельности обучающихся, личностному росту и развитию профессиональных способностей. (5)

  Важность проведения профессиональных проб заключается в решении вопроса о подготовке педагогических кадров будущего, повышению престижа социально-психолого-педагогических специальностей среди подрастающего поколения и мотивации обучающихся к выбору профессии в образовательной сфере.

Литература и источники

  1. Государственная программа Российской федерации «развитие образования»  на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
  3. Публичный информационно-аналитический доклад по итогам деятельности МАОУ Центра дополнительного образования детей «Планирование карьеры» за 2016-2017 учебный год.
  4. Демина Л. С., Головина О. В. Педагогический класс как форма профориентационной работы с подростками в учреждении дополнительного образования детей. // Материалы XVII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (22-26 апреля 2013 г.). Томск: изд-во ТГПУ, C. 229-233.
  5. Барабанова Л.А., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Кузина О.В., Лернер П.С., Родичев Н.С., Сахарова В.И., Титов Е.В., Умовская И.А., ХаймовскаяН.А., Черкашин Е.О., Чистякова С.Н.. Книга для учителя. Под редакцией Чистякова С.Н.. Профессиональные пробы и выбор профессии.

Поделись записью


Комментарии закрыты.

.
Изображение
Изображение
Изображение