Межмуниципальный центр по работе с одаренными детьми: новый статус Центра «Планирование карьеры» – новые возможности для обучающихся
В 2013 г. Центр «Планирование карьеры» стал одним из 9 победителей конкурсного отбора среди образовательных организаций Томской области на создание системы выявления, сопровождения и развития одаренных детей и получил статус Межмуниципального центра по работе с одаренными детьми (далее – ММЦ). Принципиальное значение для Центра «Планирование карьеры» как ММЦ имеет создание условий для выявления профильной направленности, развития профессиональной одаренности и успешной социализации обучающихся. Такой подход соответствует логике Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ Д.А. Медведевым (приказ от 3 апреля 2012 г. № 827). В Концепции акцентируется внимание на следующем: «Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов». С получением нового статуса Центра «Планирование карьеры» перед обучающимися г. Томска открылись новые возможности.
Более 1500 обучающихся участвовали в мониторинге профессиональной направленности личности, проводимом психологами Центра «Планирование карьеры» с использованием приобретенного диагностического комплекса «Ориентир» Института практической психологии «Иматон».
Расширился спектр образовательных услуг для одаренных детей, которые проходят в Центре «Планирование карьеры» профессиональные пробы, практики, стажировки, ведут исследовательскую и занимаются проектной деятельностью. В 2014 г. 2624 обучающихся охвачены программами, ориентированными на выявление и развитие одаренности в разных предметных областях и видах творчества. Учитывая ключевую идею ММЦ Центра «Планирование карьеры» — выявление профильной и развитие профессиональной одаренности, все программы направлены на развитие готовности обучающихся к личностному и профессиональному самоопределению. Большая часть из них реализуется в формате профильных и профессиональных проб — испытаний, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующих сознательному выбору профиля, профессии и развитию профессиональной одаренности. Благодаря специально оборудованному Павильону профессиональных проб и Кабинету дистанционного обучения, профессиональные пробы гуманитарного, политехнического, естественнонаучного, информационно-технологического, художественно-эстетического направлений реализуются в ЦПК в реальном, виртуальном и дистанционном форматах. Ежегодно профессиональные пробы по кибернетике, мехатронике, робототехнике, программированию, веб-дизайну, психологии и педагогике, журналистике, менеджменту, экономике, юриспруденции и др. проходят около 1500 обучающихся.
В Центре «Планирование карьеры» разрабатываются и реализуются новые образовательные проекты, направленные на выявление и развитие одаренности. Например, на период с 2014 г. по 2017 г. рассчитан проект «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы одаренных обучающихся», который реализуется в условиях сетевого взаимодействия Центра совместно со школами № 30, 37, 40, гимназиями № 55 и 56 г. Томска.
За счет средств межбюджетного трансферта, предоставляемого ММЦ, улучшена материально-техническая база Центра, что позволило на качественно новом уровне реализовать решения по проектированию развивающей образовательной среды, обеспечить средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам 100 % обучающихся Центра, предоставить дополнительные возможности реализации исследовательских интересов и проектных замыслов одаренных обучающихся в научно-технической сфере.
Сформирована перспективная команда обучающихся по программе «Мехатроника и робототехника», реализующейся совместно с Институтом кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета. Впервые приняв участие в Региональном этапе Всероссийской робототехнической олимпиады, команда заняла призовое место. Центром «Планирование карьеры» оказана финансовая поддержка двум одаренным обучающимся для участия во Всероссийском этапе Всемирной робототехнической олимпиады в г. Казань, на которой 1 из участников в составе делегации Томской области из 27 человек занял третье место. В целом, можно отметить положительную динамику результатов участия обучающихся Центра в конкурсных мероприятиях научно-технической направленности: количество участников возросло в 3 раза, а количество призеров — в 2 раза по сравнению с 2013 годом.
Специалисты Центра «Планирование карьеры» активно транслируют опыт по разработке и реализации инновационных продуктов и услуг, способствующих выявлению, психолого-педагогическому сопровождению и развитию профессиональной одаренности. В 2014 г. проведены 3 семинара регионального уровня, обсуждены вопросы сотрудничества с партнерами из центра по работе с одаренными детьми г. Закаменска Республики Бурятия, которые в течение двух дней знакомились с моделью ММЦ на базе Центра «Планирование карьеры» в интерактивном режиме. Планируется стажировка специалистов дополнительного образования г. Бердска Новосибирской области по вопросам психолого-педагогического и тьюторского сопровождения одаренных детей.
Новыми возможностями, открывшимися перед обучающимися г. Томска в связи с получением Центром «Планирование карьеры» статуса ММЦ, уже воспользовались более 3000 обучающихся. Осуществляемое специалистами Центра сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся позволяет реализовать их творческие, социальные, научно-технические и бизнес-проекты, способствует выявлению и развитию профессиональной одаренности обучающихся в условиях проектирования и освоения индивидуальной образовательной программы.
Координатор проекта Трофимова Анна Александровна