Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. У каждого человека есть личные границы. Что такое психологические границы? Где мои границы, а где границы другого человека? Как их определить, да и зачем они вообще нужны?
Все живое физически имеет свои ограничения, пределы. В психологическом смысле «границы» – это понимание и осознавание собственного «Я» как отдельного от других. Понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Четкие границы словно «говорят» нам, где мы, а где не мы; что мы чувствуем, а что – нет; что нам доставляет удовольствие, а что – нет; чего мы хотим, а чего мы не хотим. И в этом смысле наши границы определяют нас.
Большинство людей вынуждено рано или поздно устанавливать баланс между своими личными потребностями и требованиями общества.
И так ребятам дано упражнение по работе с личными границами «Карта моей жизни»» Группа детей работает парами и им дано задание, и на практике увидеть как это работает в жизни. Как «Я» соблюдаю свои и границы другого человека.
Ребятам дано упражнение: «Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный. После выполненной работы им необходимо посмотреть на свой рисунок и рассказать как они строят свои отношения с соседними государствами. Данное упражнение помогает увидеть многие вещи. Например, у ребёнка было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением» и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает. Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям. Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять? А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли. И когда человек видит основные закономерности, ему проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве».
Ребята с большим удовольствием строили границы, налаживали связи дружеские с соседями. Строили дороги в соседние страны, также воздушное и водное сообщение имело место быть. Торговые и дружественные отношения мы увидели на их рисунках и много полезного и интересного. В завершении была проведена презентация всех работ. Все успешно справились с работой и получили позитивный настрой на весь день.