Одной из главных составляющих успеха ребенка на логопедических занятиях является грамотно выстроенная работа с родителями. Целью проведения такой работы является установление доверительных партнерских отношений и объединение усилий на пути развития не только речи ребенка, но и его познавательных способностей, и эмоционально-волевой сферы.
Начало занятий.
На самом первом занятии, коей является консультация, логопед знакомится с родителями ребенка или чаще только с мамой, очерчивая рамки их отношений. Ребенку 4-5 лет рекомендуется посещать занятия без присутствия мамы или бабушки, поскольку авторитетное лицо во время обучения должно быть одно. Часто бывает так, что ребенок не желает выполнять инструкции логопеда в присутствии мамы, отвлекается или ищет подсказки и помощи у мамы. Сам педагогический процесс требует выстраивания парадигмы отношений: учитель-знание-ребенок. Поэтому мама ожидает малыша за дверью, а он осваивает не только навыки звукопроизношения, но и новую социальную роль ученика. Эти моменты проговариваются сразу, а также предварительная программа занятия, продолжительность занятия и требования к нему. Для беседы с родителями отводится 5 минут в конце занятия. Основная задача педагога в общении с родителями – сохранять свой профессионализм, корректность в отношениях, быть объективным и беспристрастным.
Приемы работы с родителями.
№ | Приемы работы. | Действия |
1 | Установление зоны комфортности. «Улыбка». Забрасываем «якорь». | При первой и последующих встречах с родителями логопед улыбается родителям (маме или папе) ребенка, представляется, узнает имя мамы (или папы), чтобы в дальнейшем обращаться по имени, выказывая уважение, узнает об интересах, особенностях и возможностях ребенка. Логопед садится с ребенком перед зеркалом и предлагает покорчить рожицы как обезьянка. Создание непринужденной атмосферы на занятии как сигнал для родителей об установлении доверительного контакта с ребенком. |
2 | Золотые слова. | Во время занятия логопед постоянно хвалит ребенка, выделяет положительные детали в овладении каким-либо навыком, подбадривает, вселяет уверенность при возникновении трудности: «У тебя все получится!» По окончании занятия педагог беседует в доброжелательном тоне с родителем, отмечая, в первую очередь, положительные результаты, корректно указывая на те действия, над которыми предстоит поработать дома совместно. |
3 | Зеркало отношений. | Логопед каждый раз обращается к родителю приветливым тоном, называя по имени, говорит на понятном языке, обращается к личному опыту. |
4 | Терпеливый слушатель. | Логопед систематически терпеливо выслушивает рассказы мамы (или папы) о ребенке, о его достижениях и трудностях в освоении произносительных умений и навыков. Выражает согласие, вносит корректировки, объясняет причины неудач, успокаивает, заверяет: «Все получится со временем, но для этого нужно хорошо потрудиться». |
5 | Безадресное указание. | В случае трудностей логопед рассказывает родителю случай из практики: «У меня был такой случай, один мальчик не мог…, но когда я предложила поделать вот это…, у него все получилось». |
6 | Присоединение. | Логопед выслушивает родителя и кивком головы или другим жестом показывает, что он согласен. |
7 | «Кавычки». | В случае неудовлетворенности работой ребенка логопед использует иносказания в беседе с родителями, пословицы, поговорки, метафоры. «Есть такая хорошая поговорка: поспешишь – людей насмешишь. Вот мы с Ваней часто ее вспоминаем». |
8 | «Тайм-менеджмент». | Логопед заранее определяет, сколько времени он отведет на беседу с родителями – не более 5 минут. После истечения этого времени педагог извиняется, ссылаясь на занятость. Логопед четко выстраивает и планирует схему беседы с родителем – ничего лишнего, выделить самые важные и положительные детали, указать на слабые места, рассказать о возникших трудностях и способах их преодоления, дать задание на дом, вежливо попрощаться и пожелать удачи. |
Можно также совместно с родителями изготовить экран достижений ребенка, где на веселом рисунке будут отображены результаты работы, поставлены звездочки или флажки напротив каждого отработанного звука или лексической темы. От заинтересованности родителей в овладении чистой и грамотной речью их малыша зависит 40 % успеха и результативности логопедических занятий.