С новым 2016 годом!
Главная » Новости » Как научить первоклассника правильно писать.

Как научить первоклассника правильно писать.

грПри обучении первоклассника технике письма акцент делается на графическое написание буквы, последовательности соединения букв в слове, целостном восприятии слова. Научившись к концу третьей четверти писать все буквы, соединять их в слоги и слова, у многих учеников сегодня возникла проблема: не могут целостно записать слово, например вместо «ма-ши-на» пишут «ма-на», а также сливают все слова в предложении в одно длиннющее, трудночитаемое и бессмысленное слово. Здесь речь уже идет о нарушении не грамотности, а некоторых психических процессов.

Дисграфия на почве несформированности речевого потока.

Подобное нарушение речи получило в логопедии название – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Особенностью этого вида дисграфии является незрелость многих интеллектуальных функций. Часто дети имеют чистое звукопроизношение, но предпосылки интеллекта не дают им возможности писать правильно. При диагностике такие дети демонстрируют низкий уровень развития познавательных способностей, нарушение произвольной концентрации внимания, объема внимания, динамического праксиса, то есть им трудно переключиться с одной позы на другую, с одного вида деятельности на другой. Также важную роль в возникновении данного вида дисграфии играют взаимоотношения слухоречевого и речедвигательного анализатора. Фонематический анализ может полноценно осуществляться только на основе интеграции этих двух процессов. У детей с данным видом дисграфии эта интеграция развита слабо, во время анализа слов они опираются только на проговаривание, то есть на движения органов артикуляции во время произнесения. Это снижает возможность вычленения гласных звуков, как артикуляционно менее контрастных, чем согласные, поэтому на письме появляются пропуски гласных или целого слога с гласной. Кроме того, дети не слышат пауз между словами и предложениями, речевой слух у них оказывается недоразвит, поэтому сливают слова в одно длинное.

Устранение дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза.

При работе с данным речевым нарушением следует обратить внимание на неречевые процессы. Важно развивать переключаемость внимания, а также моторный праксис. Ребенка просят выполнить следующую комбинацию движений сначала одной рукой, а затем двумя: клак-ребро-ладонь. Темп движения постепенно убыстряется. Также следует развивать речевой слух, чувство ритма, темпа. Ребенка просят отхлопать ритм короткой потешки, это важно для понимания границ между слогами в слове, словами в предложении.

Для развития умения делить предложения на слова нужно объяснить ребенку в доступной форме различие между словом и предложением. Например, когда мы говорим слово «карандаш» мы называем предмет, но еще неизвестно, что мы хотим о нем сказать: то ли мы будем рисовать этим карандашом, то ли чертить. Неизвестно также, какой это карандаш – простой или цветной. Поэтому, чтобы было понятно, о чем человек хочет сказать, он соединяет отдельные слова в предложения: «Я раскрашиваю картинку цветным карандашом». Это предложение состоит из нескольких слов, поэтому все они написаны отдельно.

Кроме того для ребенка-дисграфика в воспитании умения делить предложения на слова важно использовать схемы предложения, где каждое слово, в том числе союзы, предлоги, обозначаются отдельной горизонтальной чертой. Первой вертикальной черточкой обозначаются заглавные буквы, а после последней черты ставится точка.

I_____________   ___________   __________. Мама варит суп.

I_____________   ___________   ___   _______. Картина висит на стене.

Предлоги также обозначаются отдельной чертой, но меньшего размера. При схематичном изображении предложения нужно обязательно включать в них слова с приставками и предлогами, чтобы школьник твердо усвоил, что предлог обозначается отдельной чертой, а значит пишется раздельно. Приставка входит в состав слова-черты, значит пишется слитно.

 

 

Поделись записью


Комментарии закрыты.

.
С новым 2016 годом!
Изображение
Изображение
Изображение