Из опыта организации и проведения муниципального этапа региональной олимпиады школьников по педагогике в МАОУ «Планирование карьеры».
Социально — гуманитарная одаренность – это организационная одаренность в практической деятельности; интеллектуальная одаренность в области гуманитарных наук в познавательной деятельности; лидерская одаренность в коммуникативной деятельности; одаренность в духовно-ценностной деятельности проявляется в готовности служить людям. Выявлением и сопровождением педагогической одаренности старшеклассников занимаются в МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска как на уровне общеобразовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования. В учреждении также сформирована система межведомственного взаимодействия по организации работы с педагогически одаренными детьми, направленная на интеграцию общего, дополнительного и высшего образования.Именно для выявления и сопровождения детской одаренности по итогам конкурсного отбора среди муниципальных образовательных учреждений МАОУ «Планирование карьеры» был присвоен статус ММЦ в 2016 году, что позволило проводить межмуниципальный этап региональной олимпиады школьников по педагогике в МАОУ «Планирование карьеры». С 2013 года в учреждении реализуется городская программа воспитания и дополнительного образования детей «Психолого-педагогический класс: перезагрузка. Современные профессии гуманитарного профиля», которая направлена на выявление и развитие социально-гуманитарной (в том числе, психолого-педагогической) одаренности обучающихся. За этот период было выявлено приоритетное направление программы – проведение профессиональных проб гуманитарной направленности. Шесть профессиональных проб, ориентированных на педагогические специальности, реализуются совместно с преподавателями и студентами ПФ ТГПУ с 2013 года: психолог, педагог дополнительного образования, логопед, сурдопедагог, вожатый, учитель (комплексная профессиональная проба). Поэтому и на отборочном этапе в МАОУ «Планирование карьеры» прохождение профессиональных проб стало обязательным условием участия в региональной олимпиаде.
За период с октября 2017 года по октябрь 2019 года три раза проводился межмуниципальный этап областной олимпиады школьников в МАОУ «Планирование карьеры».
25 октября 2017 года в МАОУ «Планирование карьеры» прошел межмуниципальный этап областной олимпиады по педагогике в рамках профессиональной пробы «Вожатый». Общая концепция профессиональной пробы соответствовала олимпиадной, участникам были предложены испытания, которые были объединены темой экологии. Практические задания профессиональной пробы были приближены к предстоящим испытаниям на областной олимпиаде по педагогике в ТГПУ. Обучающимся 11 ОУ города Томска была предложена Кругосветка по станциям, на которых нужно было решить и педагогические ситуации, и ответить на вопросы экологической викторины, суметь представить свою команду, разучить игры с вожатыми, спеть под гитару. В проведении мероприятия участвовали обучающиеся инструкторского отряда МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска.
7 октября 2018 года в Центре во второй раз прошел этап межмуниципальной областной олимпиады школьников по педагогике в виде профессиональной пробы «Вожатый/Тьютор», где обучающиеся в творческом режиме применили свои знания и умения в области педагогики, включающие в себя теоретические и практические, индивидуальные и коллективные конкурсы. Большинство из конкурсных испытаний было связано с тематикой «Инклюзивного образования».
Ребята стали участниками практического занятия «Культура общения» и дискуссии «Я считаю, что…», поработали в творческих группах «Плюс. Минус», а воспитанники инструкторского отряда МАОУ «Планирование карьеры» провели для ребят вожатскую игру «Важен каждый». Во время работы информационных площадок для руководителей команд была организована деловая игра «Педагог в контексте новой реальности». В преддверии региональной олимпиады 7 октября 2019 года в МАОУ «Планирование карьеры» уже в третий раз прошел межмуниципальной этап областной олимпиады по педагогике в формате профессиональной пробы, тестирования, кейсовый методики для обучающихся 9-11-х классов, на которых обучающиеся применили свои знания и умения в области «Профориентации», т.к. основная тема областной олимпиады по педагогике «Профориентация в Томской области».
Участники успешно прошли «Олимпиадное тестирование», стали участниками профессиональных проб «Ораторское искусств» и «Решение педагогических ситуаций».
Опыт в организации и проведении муниципального этапа олимпиады в формате профессиональной пробы позволил выявить следующее:
Нестандартный подход к организации профессиональной пробы, проведение ее интересно, увлекательно, с огромным интересом самого педагога – все это залог успешного знакомства с профессией, интереса к ней, помогает обучающимся проявлять свои таланты и способности, участвовать в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.
В течение трех лет наблюдается интерес ОУ г. Томска к участию в отборочном этапе олимпиады, активными участниками олимпиады становятся не только ежегодные участники, как МАОУ СОШ №4 имени И. Черных, МАОУ СОШ №25, инструкторский отряд МАОУ «Планирование карьеры», МАОУ СОШ 35, МАОУ СОШ 28, Заозерная ОШ №16, но и СОШ №32, ДЮЦ «Звездочка», Гимназия №29, СОШ №23, СОШ №11, Гимназия №55, Гимназия №13, МАОУ СОШ №54, МАОУ СОШ №49.
Важность проведения данного мероприятия, на наш взгляд, заключается в решении вопроса о подготовке педагогических кадров будущего, повышению престижа социально-психолого-педагогических специальностей среди подрастающего поколения и мотивации обучающихся к выбору профессии в образовательной сфере.
Список использованных источников
- Публичный информационно-аналитический доклад по итогам деятельности МАОУ Центра дополнительного образования детей «Планирование карьеры» за 2018-2019 учебный год.
- www.cpc.tomsk.ru