МАОУ Центр «Планирование карьеры» – одно из самых доступных учреждений города Томска. Вход оборудован хорошим пандусом, первый этаж доступен для ребят с ограниченными возможностями передвижения, также есть оборудованный санузел. Но ЦПК – это не только адаптированное здание, но и ценные кадры, в своей работе они используют принципы равенства всех учащихся и систему инклюзивного образования.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
http://mger2020.ru/nextday/2014/05/12/68986
В основе инклюзивного образования лежат принципы равенства всех учащихся:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование, так или иначе, делает акцент на персонализации процесса обучения. В процессе инклюзии необходимо:
- применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
- применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
- уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
- применять способы поэтапного усвоения нового материала;
- уделять больше времени чтению художественной литературы;
- давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
- предоставлять учащимся большую свободу выбора;
- внедрять принципы демократических отношений в школе;
- уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
- использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса;
- исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированные виды деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников;
- оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе;
- привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность;
- опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Важно сформировать индивидуальную программу обучения в соответствии с особенностями развития ребёнка:
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников — не только для учеников с инвалидностью
- Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
- Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
- Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Именно использование инклюзивных методов работы в сочетании с доступной инфраструктурой делает Центр «Планирование карьеры» уникальным образовательным учреждением.