Культура человека определяется в первую очередь умением правильно высказывать свою мысль в устной и письменной форме. Деловое общение требует соблюдения не только общей культуры, но и правил делового этикета. Особенностями деловой речи являются: краткость, влиятельность, точность.
Деловая речь и деловой разговор будут эффективны при правильном подборе слов, грамматических и синтаксических конструкций, соблюдении правил культуры общения, употреблении стандартных словоформ и конструкций текста. Деловой стиль включает в себя стилистически нейтральные вербальные средства, канцелярскую и деловую лексику, распространенные сложные предложения с точным изложением мыслей.
В деловой речи должна быть сведена к минимуму эмоционально окрашенная лексика, исключена речь жаргонная и разговорная. Эти способы в редких случаях могут быть использованы для получения экспрессивности во время выступлений перед аудиторией.
Культура устной деловой речи подразумевает владение способами межличностного общения с деловым партнером, небольшой группой людей, аудиторией. Деловой разговор по телефону также предполагает соблюдение определенных норм общения. К таким нормам относятся: правила знакомства и представления себя; знание форм обращения; умение слушать; умение кратко формулировать цель разговора; умение завершать разговор.
Развитие деловой речи может происходить тремя способами:
- методом постепенного увеличения знаний и отработки навыков общения в процессе деловых переговоров;
- методом изучения специальной литературы, описывающей правила деловой речи;
- методом посещения специальных тренингов, в процессе которых отрабатываются навыки делового общения.