Многие родители часто жалуются, что ребенок говорит хорошо, только не произносит некоторые звуки. Чаще всего [р], [р’], [л], [л’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [щ], [ц]. Если при этом у малыша сформированы лексико-грамматические средства общения согласно возрасту, то это дислалия. Нарушено только звукопроизношение при нормальном слухе и достаточной иннервации мышц речевого аппарата. Отчего это происходит, поговорим подробно.
Причины дислалии.
Наиболее распространенным речевым нарушением является нарушение звукового (фонемного) оформления речи. Оно проявляется в дефектах воспроизведения одного или нескольких звуков, в искажении, в заменах одних звуков на другие [р] на [л], в смешении звуков или их пропуске во время речи. По статистике, дислалию имеют 25-30% дошкольников, 17-20% младших школьников, 1 % учащиеся среднего звена и взрослые. Причиной дислалии выступают либо анатомические дефекты органов артикуляции, либо неправильное усвоение ребенком произнесения некоторых звуков. В связи с этим в современной логопедии выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.
Формы дислалии.
Механическая (органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:
1) аномалии зубо-челюстной системы:
— щель между передними зубами;
— отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть.
— дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.
2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.
3) патологическое искажение величины и формы языка:
— очень маленький язык – микроглоссия;
— слишком большой язык – макроглоссия;
— широкий и короткий;
— узкий и тонкий язык;
— укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков [р] и [р’].
4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.
Функциональная дислалия – при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.
- Биологические факторы.
— общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.
— минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.
— запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.
— снижение физического слуха в сензитивный для речи период.
- Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам [к], [г], [х] и их мягким вариантам.
Типы нарушения звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения могут быть по типу искажения, смешения или замены. Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.
Смешение – процесс, когда у ребенка хорошо сформированы и отработаны все артикуляционные позиции, но он не умеет различать некоторые из этих позиций, поэтому произношение звуков смешивается, одно и то же слово может иметь разное звучание.
Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].
Замены и смешения звуков происходят по следующим причинам:
— акустико-фонематическая – ребенок не дослышит звук, не может его опознать в сенсорном звене и далее ему сложно переработать его в правильное произношение. Например, вместо «кот» говорит «тот», «гот» — «кот» и т.д.
— артикуляторно-фонематическая – ребенок не может установить верную артикуляционную позу при произнесении звука. Например, при произнесении звука [с] губы должны быть раздвинуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом («Заборчик»), между зубами небольшая щель, язык упирается в нижние зубы. А ребенок вытягивает губы трубочкой вперед, поэтому получается [с] с шипением. Из-за недостаточной сформированности артикуляционных позиций ребенок ищет наиболее легкую и доступную для него позу. Или другая причина: у ребенка правильно выработаны все артикуляционные уклады, но он не может дифференцировать некоторые звуки. Отсюда возникают три уровня нарушения звукопроизношения:
- Неправильное произнесение звука или группы звуков в разных позициях, изолированно, в слогах, словах и фразах.
- Правильно произнесение изолированного звука и неправильное в словах, фразах и предложениях.
- Правильное произношение звука в словах и фразах, но смешение его с другими звуками в потоке речи.
Вышеперечисленные уровни соотносятся с тремя этапами работы над звуком: постановка, автоматизация и дифференциация. Замены и смешения чаще всего происходят между звуками, различающимися только по одному признаку: свистящими и шипящими (Шаша-Саша), взрывными переднеязычными и заднеязычными (Татя-Катя), твердыми и мягкими (мишка-мышка), сонорами (Рома-Лома) и т.п. Замены и смешения нередко отражаются на письменной речи.
Виды дислалии.
В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:
- Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:
— губно-зубной — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].
— межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.
— призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.
— шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.
— боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.
— носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.
— парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].
- Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] и [р’]. Подразделяется на
— одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.
— боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.
— горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.
— носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.
— глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].
- Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л’].
— губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.
— межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.
— смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.
— параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л’], [з], [р].
- Дефекты произнесения небных звуков:
— каптацизм – нарушение в звучании [к], [к’].
— гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г’].
— хитизм – отсутствие [х], [х’].
— йотацизм – дефекты в произношении [й].
- Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].
- Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки [п]-[п’], [к]-[к’], [в], [в’] и т.д.
При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.